Малое и среднее предпринимательство - необходимый и неотъемлемый элемент любой рыночной экономики, позволяющий обеспечить конкурентную среду, создать необходимые рабочие места. Экономически развитые государства законодательно закрепляют разнообразные правовые инструменты поддержки МСП. Делают они это достаточно оперативно, успевая за быстро изменяющимися общественными отношениями в экономике, создают разнообразные организационные формы инфраструктуры, отвечающей за поддержку и развитие данного сектора экономики. Многолетний зарубежный опыт показывает, что основным элементом в структуре государственной помощи МСП в развитых странах является его финансовая поддержка. Как правило, государства лишь создают программы оказания помощи предпринимателям и контролируют их исполнение, а реализация помощи возлагается на крупные коммерческие структуры и организации, созданные для этого специально. В Италии и Франции действуют специализированные кредитные организации, на льготных условиях предоставляющие МСП кредиты на обновление оборудования, закупки сырья и т. Помощь предпринимателям в поиске источников финансирования оказывают специальные гарантийные фонды. Кроме того, интересен опыт некоторых развитых стран в создании специальных фондов, из которых средства опосредованно инвестируются в МСП через льготные кредиты и дотации. В Бельгии и Франции, например, малому и среднему бизнесу на льготных по отношению к крупному предпринимательству условиях предоставляется рисковый капитал, а в Англии и Нидерландах - гарантии под займы. Например, в Германии Федеральное министерство экономики и технологий реализует уже в течение пяти лет Центральную инновационную программу для малых и средних предприятий , , направленную на поддержку предпринимателей, занимающихся инновационными проектами.

Европейская программа «Горизонт 2020»: поддержка малого и среднего бизнеса

Оно представляетсобой наиболее гибкую, динамичную и массовуюформу организации предприятий. Именно в этомсекторе создается и находится в обороте основнаямасса национальных ресурсов, которые являютсяпитательной средой развития экономики любойстраны. Границы малого предпринимательствазависят от законодательно установленныхгосударственными органами или другимипредставительными организациями критериев показателей , конституирующих сущность этогопонятия.

Высокий уровень развития малогопредпринимательства является необходимымусловием успешного функционирования рыночнойэкономики. Успешное функционирование МСП создаетблагоприятные условия для оздоровленияэкономики: Большое значение имеетспособность малых предприятий расширять сферуприложения труда, создавать новые возможности нетолько для трудоустройства, но прежде всего длярасширения предпринимательской деятельностинаселения, развертывания его творческих сил ииспользования свободных производственныхмощностей.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса северных На федеральном уровне каждое территориальное агентство находится в .. в финансировании подобных государственных субсидий в странах ЕС.

Рисунок 2- Динамика численности МСП в Российской Федерации [3] б малые предприятия включая микропредприятия в малые и средние предприятия Рисунок 3- Структура предприятий по видам экономической деятельности в г. Хотя данные по России несравнимы из-за различной трактовки, что относить к малым предприятиям количество малых предприятий неуклонно росло на протяжении всего периода — с кризисного г.

Однако занятость в МСП в России сокращается постоянно, начиная с г. Причины российского снижения занятости в МСП, могут объясняться продолжающейся реструктуризацией сектора малого и среднего бизнеса, что особенно коснулось микро-и малых предприятий. Это очень низкое значение, требующие существенного корректировки.

Как видно из рис. В промежуточный период, там были колебания, например, в г. Занятость в МСП оказались гораздо более устойчивой к кризису г. Начиная с г. Итак, из проведённого анализа видно, что в ряде государств МСП развивались более эффективно, чем в России, и их вклад в экономику своих стран оказался значительней. Для развития малого предпринимательства в РФ особое значение имеет наличие и доступность финансовых ресурсов.

Научная новизна и основные научные результаты, выносимые на защиту и составляющие приращение научных знаний в исследуемой области, заключаются в следующем: Полученные результаты и предложения могут быть использованы Министерством экономического развития и торговли РФ при формировании экономической политики, отраслевой структуры, а также для форсированного развития отсталых регионов РФ. Результаты исследования могут представлять несомненный интерес для соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных органов управления, для отдельных предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.

Данная диссертация выполнена на кафедре мировой экономики Государственного университета управления. Наиболее значимые выводы, полученные автором в результате проведенного исследования, были опубликованы в ряде научных статей, а также докладывались и обсуждались на научных конференциях, проходивших в г. Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в странах ЕС В странах с развитой рыночной экономикой создание оптимальной структуры предприятий достигается не столько путем их увеличения или уменьшения, сколько поиском рационального сочетания предприятий различных размеров.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Германии включает малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. При этом для малых предприятий (согласно критериям ЕС.

Малое предпринимательство является базой для более высоких уровней и более значительных масштабов предпринимательской деятельности. Малый бизнес обладает наибольшей чувствительностью к социально-экономической ситуации, к любым действиям, направленным на его регулирование. С одной стороны, это может проявляться в виде сокращения масштабов и структуры предпринимательства из-за необоснованных дополнительных запретов и ограничений со стороны органов власти.

С другой — малые предприятия оперативно обращают в свою пользу любые неточности или непродуманность в законодательстве. Это предопределяет необходимость самого пристального внимания к малому предпринимательству, в котором концентрируются практически все трудности предпринимательской деятельности. Во всех развитых странах, государство оказывает малому предпринимательству экономическую и социальную поддержку.

Необходимость такой поддержки признаётся и в России, осуществляются и некоторые меры в этом направлении. В России функционирование малого предпринимательства подкреплено нормативно-правовой базой. К числу законов, касающихся малого предпринимательства, относятся: Данные нормативные акты, а также законы о малом предпринимательстве на региональном уровне рассмотрены в работе.

Однако, разрыв между формальной констатацией экономической и социальной ответственности государства и реальным положением дел значителен.

Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития

Помощь в осуществлении сделок и проектов. Повышении конкурентоспособности фирм на международном рынке. Помощь иностранным предприятиям во внедрении на рынок РФ. Маркетинговые услуги, исследования Разработка аналитического отчета по результатам исследований. Консалтинг в сфере систем менеджмента Помощь в прохождении международной сертификации. Разработка программ повышения энергетической эффективности и энергосбережения Разработка и реализация энергосберегающих проектов на МСП.

Ключевые слова: государственная поддержка, малый и средний бизнес, Определяющие характеристики бизнеса в Европейском Союзе . непосредственно уровень развития предпринимательства всецело определяет.

Практика показала, что наиболее динамично малое предпринимательство развивается в тех постсоциалистических странах, где осуществляется его широкая государственная поддержка. Начало трансформации во всех странах ЦВЕ было ознаменовано принятием законодательных актов о поощрении частной инициативы, которыми были сняты ограничения на деятельность частных лиц, расширены их права во внешнеэкономической сфере.

Однако до последнего времени в большинстве постсоциалистических стран отсутствовали четкие нормативные и институциональные предпосылки развития малого предпринимательства. Малые предприниматели функционировали в условиях слабой финансовой базы, довольно тяжелого налогового бремени, острой конкуренции импортной продукции, что предопределило характер и структуру малого бизнеса: В условиях затянувшегося трансформационного спада производства в ряде стран ЦВЕ, резкого снижения уровня жизни населения малый бизнес в большинстве стран с переходной экономикой способствовал скорее решению проблем самовыживания, нежели созданию основ рыночной экономики.

Из-за низкой капитализации и степени корпоративности малого бизнеса сложилась его нерациональная структура - абсолютное преобладание микропредприятий, то есть субъектов хозяйствования с численностью занятых до 10 человек. Так, например, в Болгарии в г. Более заметную роль в экономике играют малые предприятия в Чехии.

Успешному ходу событий способствовал ряд факторов. И важнейший из них состоит в том, что уже на начальном этапе трансформации были созданы нормативно-правовые и институциональные рамки развития предпринимательства, опирающегося на государственную поддержку.

Программа ЕС «Конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса ( ) (2014-2020)»

Автоматизация учета основных средств Развитие малого бизнеса в России является одним из ключевых направлений развития экономики страны в целом. Но, к сожалению, оно неизбежно сопровождается такими проблемами как недостаток финансирования, коррупция, нестабильность в налогообложении и другие. В связи с этим, актуально рассматривать зарубежную практику государственной поддержки и налогообложения малого бизнеса, опыт введения которой будет способен вывести российский малый бизнес на новый качественный уровень.

В первую очередь рассмотрим, что такое предпринимательство и малый бизнес. Итак, предпринимательство, предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО бизнеса в сфере государственной поддержки МСП, можно назвать Регламент ЕС поддержки МСП определены в законодательстве на уровне земель.

Внимание Уважаемые авторы и читатели журнала! Сообщаем, что в базу данных нами загружены все номера и годов для их обработки и индексации. Подписаться можно начиная с любого месяца на любое количество номеров журнала. Кроме того с г. Мнения авторов статей и материалов могут не всегда совпадать с точкой зрения редакции Уважаемые читатели!

НОВЫЕ РУБРИКИ На век пришелся процесс активного освоения так называемых общих пространств — Мирового океана, Космоса и Интернета, которые ранее в силу различных причин фактически являлись периферийными для человечества и либо вообще не использовались, либо это происходило менее интенсивно. С тех пор степень их освоения и использования лишь постоянно увеличивается, и несмотря на то что перспектива получения конкретных дивидендов от их использования зачастую является крайне долгосрочной, уровень конкурентной борьбы здесь постоянно усиливается, обусловливая рост межгосударственной конфликтности.

Регион является, с одной стороны, общим морским пространством для РФ и Украины, с другой — для всех семи государств черноморского бассейна, но и у других стран здесь существуют свои законные права и интересы. Сложившаяся в последние годы геополитическая ситуация в регионе создала определенную дилемму: В ней планируется публиковать материалы, посвященные китайскому проекту Шелкового пути и его влиянию на социально-экономическое развитие различных стран Евразии и интеграционные процессы в этом мегарегионе.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях кризиса

Бакалавриат Малое и среднее предпринимательство МСП составляет основу современной экономики практически во всех развитых странах. Субъекты МСП создают новые рабочие места, разрабатывают и внедряют новые технологии, продукты и услуги, максимально адаптируются к местным условиям, занимают невыгодные для крупного бизнеса отрасли и рыночные ниши, а также обеспечивают значительную часть налоговых поступлений. Данный факт является ключевой проблемой, поставленной перед исследованием.

В соответствии с этой целью, ставится ряд задач:

Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России Высокий уровень развития малогопредпринимательства является Малый бизнес в развитых странах мираво многом определяет темпы экономического Доля ЕС во внешней торговлеРоссии в три раза превышает.

Мировой опыт развития малого предпринимательства Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Рассмотрим опыт поддержки малого бизнеса на примере некоторых стран. Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости.

Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции,"вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой — сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе:

Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на примере Германии

Определение рамочных границ нормативного правового регулирования предпринимательства. Как отмечала в своем исследовании Матвеева М. Однако, в конкретно-исторических условиях х - начала х годов столетия,оно оказалось неспособно подняться до уровня общенациональных проблем, поскольку Россия не только в военные, но и в послевоенные годы была поставлена на грань выживания. По отношению к Советской России угроза иностранной военной интервенции не снималась с повестки дня вплоть до конца х -начала х годов века.

В СССР это этап зарождения центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях и бригадных подрядов.

Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире ЕС) в области всестороннего развития и поддержки малого и среднего бизнеса. собственное дело, что превысит существующий уровень в четыре раза [1, с. 4].

История агентства Является одной из крупнейших российских консалтинговых компаний. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, созданное более 20 лет назад как одна из первых организаций поддержки предпринимательства в сфере предоставления информационно-аналитических и маркетинговых, консультационных и обучающих услуг, развивает комплекс услуг для предпринимателей, органов исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровней, институтов развития, организаций инфраструктуры.

Российское Агентство активно взаимодействует с Европейским Союзом, реализуя совместно с партнерами по Консорциуму Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Союз иновационно-технологических центров России проект по развитию деятельности представительства европейской сети поддержки предпринимательства , объединяющей 63 страны мира.

В настоящее время взаимодействие с европейской сетью поддержки предпринимательства является единственным практическим инструментом взаимодействия России и ЕС в торгово-экономической сфере на уровне малого и среднего бизнеса. Наряду с Центрами координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства , российская сеть РИЦ является одним из опорных элементов инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса.

Важность развития региональных организаций инфраструктуры поддержки экспорта МСП в т. Также Российское Агентство уделяет серьезное внимание вопросам стимулирования внешнеэкономического потенциала малых и средних предприятий, регулярно организуя с многочисленными российскими и международными партнерами, круглые столы, семинары и конференции международного и федерального уровня по вопросам конкурентоспособности и интернационализации малого и среднего бизнеса, развития организаций инфраструктуры, совершенствования мер и инструментов государственной поддержки.

Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса получило сертификат , наличие которого сегодня является наглядным свидетельством качественной работы компании, которая ориентируется на интересы своих партнёров и покупателей. Система менеджмента качества на сегодняшний день является самым популярным инструментом регулирования взаимоотношений между производителями и потребителями, поставщиками и партнёрами, которые, благодаря определённому стандартами порядку работают на рынке без ущерба взаимных интересов.

Более того, сертификация всемерно способствует повышению качества конечного продукта с помощью оптимизации управления производством и роста квалификации персонала, что в конечном итоге повышает конкурентоспособность экономики в целом.

Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции)

Программа стимулирования кредитования субъектов МСП: Для получения кредита в рамках указанных программ субъектам МСП, соответствующим условиям, необходимо предоставить документы в соответствии с требованиями уполномоченного банка. Также возможна передача документов через Министерство инвестиций и инноваций Московской области. В рамках реализации программы совместно с регионами было создано 4 региональные лизинговые компании далее — РЛК.

Деятельность РЛК направлена на работу с малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, которые смогут на льготных условиях приобрести в лизинг промышленное и высокотехнологичное оборудование, а также оборудование для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Для предварительного анализа проекта достаточно направить анкету на электронный адрес.

с тем, что в современных условиях малый и средний бизнес. (МСБ) превращается Более того, в странах-членах Европейского союза МСП составляют уровень занятости по сравнению с сетевыми компаниями. В- третьих . В экономике США ведущим органом государственной поддержки малого биз-.

Значение малого и среднего бизнеса Значение малого и среднего бизнеса Малый и средний бизнес является одним из краеугольных камней современной рыночной экономики большинства развитых и развивающихся стран. Например, в странах ЕС малый бизнес — это: В Японии на долю предприятий с числом занятых до чел. Фактически, малый бизнес в развитых странах является не только одной из ключевых экономических сил, без которых невозможно стабильное экономическое развитие.

Учитывая количество экономически активного населения, занятого в этой сфере, малый бизнес — становой хребет, на котором базируется, в первую очередь, стабильность политической ситуации в стране. Это, по сути, и есть средний класс, без которого, как известно, невозможно обеспечить политическую и экономическую стабильность в обществе. Прекрасно это понимая, руководство всех без исключения развитых и развивающихся стран уделяет самое пристальное внимание поддержке малого предпринимательства.

Основными формами государственной поддержки малого бизнеса являются: Для практической реализации всех форм поддержки малого предпринимательства в развитых странах образуется целая инфраструктура организаций, финансируемая государством. Сюда входят различные центры предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию малого бизнеса гарантийные фонды , фонды микрофинансирования, консультационные центры развития предпринимательства и пр.

Обращаясь к России, можно отметить, что и российское руководство в полной мере осознает необходимость всесторонней поддержки малого бизнеса, как ключевого элемента экономической системы, обеспечивающего экономическую и политическую стабильность в обществе.

Особенности поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом (Чимбеев А.Н.)

Она строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию сектора МБ, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране или регионе либо в совокупности стран например, в Европейском Союзе. Концепция поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя понимание национальных и общеевропейских интересов сообщества, на основании которых определены цели и важнейшие принципы политики в отношении малого и среднего предпринимательства, а также основные механизмы и организационные структуры по реализации этой политики на межгосударственном, государственном и региональных уровнях.

Для различных стран ЕС существуют значительные различия в целях и принципах поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом одни страны считают, что для развития предпринимательства нужно улучшать экономическую среду путем дерегулирования и либерализации деятельности малого и среднего предпринимательства, расширения приватизации, реформирования налоговой системы и законодательства о конкуренции.

Другие страны придерживаются того мнения, что разработка целевых программ и более совершенные схемы финансирования наряду с прогрессивными мерами поддержки МСП путем непосредственных субсидий, дотационных займов или налоговых льгот позволят ускорить экономическое развитие, увеличить занятость и обеспечить конкурентоспособность.

В экономически развитых странах малый и средний бизнес (МСБ) развивается отметить, что в России доля средних предприятий существенно ниже, чем в ЕС и США. Сформирована сеть государственных и частных организаций по и консультативной поддержки МСП на всех уровнях их развития.

Являясь единой точкой входа предпринимателя в диалог с администрирующими и контролирующими органами, они организуют эффективную поддержку представителям малого и среднего бизнеса. На рисунке 2 представлена инфраструктура поддержки МСП в стране на примере Аляски [9]. Инфраструктура поддержки субъектов МСП на примере Аляски Управление оказывает поддержку малому бизнесу по множеству различных направлений, в частности, обеспечивает доступ к источникам финансирования [10]: Управление может выступать поручителем по контрактам, одним из участников которых выступает субъект МСП, и гарантирует исполнение обязательств МП в рамках контракта.

Гарантии предоставляются по контрактам суммой до 5 млн долл. Создаются и функционируют эти компании на частные деньги, управление занимается только лицензированием и регуляторной деятельностью, а также предоставляет для доступ к кредитным средствам на льготных условиях. Управление ведет образовательную работу среди предпринимателей путем проведения тренингов по следующим направлениям: Субконтрактация — Управления ведет реестр крупных предприятий, получивших государственный заказ на сумму свыше тыс.

США свыше 1,5 млн долл. США в строительстве — такие компании обязаны готовить и направлять на согласование в Правительство планы по субконтрактации. Финансовая поддержка в основном осуществляется через льготную систему кредитования. Краткий перечень кредитов для субъектов МСП на Аляске представлен в таблице 4.

Государственная поддержка малого бизнеса